18+
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Дойти до самой сути

00:33 20.04.2024 16+
251
Дойти до самой сути

17 апреля в Саровской православной гимназии в рамках православного лектория состоялось занятие для учителей школ Сарова «Православие и русская литература. Духовно-нравственный потенциал русской литературы». Занятие для учителей истории, русского языка и литературы провела директор гимназии, кандидат филологических наук Наталия Суздальцева.

Перед началом семинара гости гимназии увидели постановку отрывка романа Достоевского «Преступление и наказание» в исполнении одиннадцатиклассников, где Раскольников просит Соню Мармеладову почитать Евангелие о воскрешении Лазаря и затем признается ей в совершенном убийстве. В ходе последующей лекции прозвучал ответ на вопрос, для чего этот евангельский отрывок писатель включил в свой роман? Это не случайная прихоть автора. Дело в том, что главный сюжет русской литературы — это духовное умирание и духовное воскресение. Об этом шла речь с учителями.

А началось занятие с совместного размышления о роли православия в русской литературе. Наталия Суздальцева убеждена, что в произведениях русскоязычных авторов, созданных в России, обязательно будут присутствовать христианские смыслы. Они могут лежать не на поверхности. Также в произведениях могут быть богоборческие мотивы, полемика с православными ценностями, но чтобы это понять и распознать, нужно ориентироваться в тексте Священного Писания. Аргументируя свою точку зрения, Наталия Владиславовна приводила примеры из древнерусской литературы и классической литературы XIX века. Например, прп. Нестор Летописец в «Повести временных лет» вписывает русскую историю в библейский контекст, начиная со времен после Всемирного потопа. В повествовании об убийстве св. князя Бориса говорится, что тот, предчувствуя смерть, поет заутреню — шестопсалмие и канон, элементы православного богослужения. И в классической литературе можно увидеть библейские сюжеты, например, в образе Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» — образы блудного сына и ветхозаветного Хама, восставшего на своего отца Ноя. «Мы копаем текст в глубину, как археологи, чтобы дойти до библейских оснований, — отметила директор гимназии, — но правильней идти наоборот — от библейских оснований».

Наталия Владиславовна показала учителям принципы анализа текста, содержащего православные смыслы, на примере стихотворения Пушкина «Пророк», который изучают в рамках школьной программы. Для начала она включила запись, где его непревзойденно читает актер Иннокентий Смоктуновский (тоже педагогический прием). Это стихотворение все вроде бы знают, но, как оказалось, понимают очень поверхностно. Пушкин переложил отрывок из книги пророка Исайи, гл. 6, но прочел пророка Исайю новозаветными глазами. Участники семинара погрузились в исторический контекст, чтобы понять видение пророка Исайи; рассмотрели, что Пушкин взял из Библии, а что добавил от себя и почему он это сделал. Детальное сравнение текстов стихотворения и его первоисточника привело к неожиданным открытиям. Учителя были воодушевлены. Оказалось, что распутывание клубка сокровенных смыслов — увлекательное и радостное занятие.

Н. Суздальцева рекомендовала учителям читать Священное Писание, а также слушать аудиолекции Евгения Авдеенко о русской литературе. Она раздала имеющиеся методические материалы и предложила учителям-словесникам собираться для творческого анализа произведений и создания новых методических разработок. Кроме того, Наталия Владиславовна познакомила педагогов с возможностями интерактивного музея истории Саровской пустыни и пригласила на экскурсии учителей со своими классами.

Справка. В 2023/2024 учебном году в Саровской православной гимназии как в городском ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию ежемесячно проходят занятия для педагогов Сарова в рамках православного лектория. Занятия проводят учителя Саровской православной гимназии, которые несколько лет участвуют в деятельности Ассоциации православных гимназий ПФО по разработке библейских оснований предметных областей школьного знания и могут поделиться своими методическими наработками с учителями светской системы образования.

Текст, фото М. Курякиной

Оставить сообщение