Музыка на вырост
18:22 23.12.2025 16+
Музыка на вырост
23 декабря отмечает 70-летие учитель музыки Саровской православной гимназии и лицея № 3 Лилия Васильевна Бондаренко. Сколько радостных моментов подарила она окружающим! Это прекрасные концерты, когда поют не только ученики, но и родители, и весь зал аплодирует стоя. Она прививает детям любовь к искусству и музыкальный вкус. А некоторым ученикам уроки музыки дали путевку в жизнь и повлияли на выбор профессии…
Но все это я узнала позже. Мы познакомились с Лилией Васильевной, когда она давала малышам частные уроки музыки. Они проходили с большой самоотдачей со стороны учителя, и детям приходилось без капризов сосредоточенно работать на уроке. А в конце их ждала награда – конфета из вазочки! Ради 1-2 учеников учитель выкладывалась так же, как для большого хора. Девочек удивляло, что Лилия Васильевна дома встречает их в нарядном платье и туфлях на каблуках, что она всегда красивая, аккуратная и подтянутая, что у нее как будто не бывает плохого настроения. Потом дети поняли, что просто Лилия Васильевна очень требовательна к себе и к другим, и что музыка – это серьезно. Это были не просто уроки музыки, но уроки отношения к жизни…
Лилия Васильевна родилась в семье военного, на Урале. Родители переехали в воинскую часть г. Белгорода, где прошли ее детство и юность. Впоследствии она вышла замуж за одноклассника, Геннадия, родители которого до этого служили на Дальнем Востоке. Потом их родители переехали жить в Киев, поближе к родным. Поэтому события на Украине – для Лилии Васильевны особая боль сердца.
Крестили ее тоже под Киевом, в деревне, еще в младенчестве. Но каким православным именем ее нарекли, Лилия Васильевна не знала. Когда стала ходить в церковь и рассказала об этом протоиерею Владимиру Кузнецову, тот сказал, что ее имя Лия, а именины – в Неделю святых праотец (ветхозаветных праведников, ожидавших прихода Мессии – Иисуса Христа).
У отца Лилии Васильевны было шестеро братьев и сестер. Когда они собирались вместе, со своими семьями, то пели народные песни на несколько голосов. И даже тот, кто сам по себе фальшивил, умел встроиться в общее многоголосье. Люди не знали нот, но могли петь хором.
С детства Лилия Васильевна очень любила детей. В школе была вожатой, и все время возилась с младшими ребятами. Учитель литературы советовал ей поступать на филфак или библиотечное дело. Одолевали сомнения, но все решил сон, в котором Лилия Васильевна сочиняла музыку. Она выбрала музыкальное училище в Белгороде. После его окончания успела поработать учителем по классу фортепиано в музыкальной школе воинской части. С Геннадием поженились в 1977 году, он доучивался в МИФИ, и она его часто навещала. С собой привозила домашнюю еду и выпечку – студенты в обежитии ее уже поджидали. В Москве супруги Бондаренко любили ходить по музеям, кино и театрам. Эта привычка осталась у Лилии Васильевны на всю жизнь.
В 1979 году муж окончил МИФИ, и они приехали в Саров. Свою трудовую деятельность Лилия Васильевна начала в вечерней музыкальной школе. Через год родила дочь Настю (а всего у Лилии Васильевны трое детей) и, переживая за учеников, уже через полгода вышла на работу. Везла младенца в коляске, муж шел навстречу с работы и перехватывал коляску, а Лилия Васильевна спешила на уроки фортепиано, которые начинались в 18 часов.
Кроме того, Лилия Васильевна увлекалась театром, играла в любительском театре под руководством Бориса Меликджанова. И до сих пор она всегда готовит с учениками театральные постановки, чтобы дети могли реализовать свой творческий потенциал, и даже в хоровые песни добавляет театральные эффекты.
Когда дочка пошла в первый класс и нуждалась в присмотре, Лилии Васильевне пришлось оставить музыкальную школу. Вела театральный кружок в школе № 17, а с 1988 года стала там работать учителем музыки, брала классное руководство. Профессия школьного учителя давалась нелегко, признается Лилия Васильевна. Ведь она привыкла к индивидуальным занятиям, а тут перед ней сидели большие классы, порой по 45 человек. Среди своих учителей она особо отмечает педагогов Людмилу Базарову и Валентину Мелькову. К Людмиле Григорьевне она приходила на уроки в гимназию № 2 и училась у нее. А Валентина Борисовна помогла ей освоить работу с хором, давала уроки дирижирования и вокала, стала близким другом, профессиональным и духовным наставником.
С 2002 года Лилия Васильевна работала в лицее № 3, а с самого начала создания Саровской православной гимназии в 2009 году – в ней, и в лицее № 3 уже как совместитель.
Запомнился яркий момент, когда в 2016 году хор Саровской православной гимназии победил в муниципальном этапе первого Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России». Тогда хоровые коллективы выставили всего три образовательных учреждения Сарова: православная гимназия, гимназия № 2 и лицей № 3. Причем, второе место занял хор лицея № 3, также возглавляемый Лилией Бондаренко. На областном этапе конкурса наш город представлял хор Саровской православной гимназии, который вошел в четверку лучших по области, что подтвердило мастерство Лилии Васильевны.
На вопрос о выборе репертуара Лилия Васильевна ответила, что очень любит лирические и героико-патриотические песни – то, что на душу ложится, то и включает в репертуар. По принципу: «от душевности – к духовности». На недавнем концерте ко Дню героев Отечества Лилия Васильевна выставила хор мальчиков с песнями «Казаки в Берлине», «Учитесь держаться в седле», «Вечный огонь». Надо было видеть воодушевленные лица ребят. А все глаза были устремлены на учителя – по-другому и не бывает.
Всегда было интересно, как учитель добивается осмысленного исполнения старых песен, в которых современные дети не понимают многих слов и реалий того времени. Л. Бондаренко: «Все начинается со слова. Я показываю кадры кинохроники, чтобы дети знали, про что они поют. Рассказываю воспоминания о войне моих родных. А сколько материала можно почерпнуть из книг! Ведь мы в школе зачитывались не фэнтэзи, а книгами о войне и подвигах разведчиков. В школе у нас была юнармия, военная форма, проводились «Зарницы», смотры строевых песен, мы стояли в почетном карауле у Вечного огня, в школе преподавали военное дело. Об этом я рассказываю нынешним школьникам. Мы обсуждаем значение каждого слова, и только после этого укладываем слова на мелодию. Говорим и о мелодии: почему она песенная или маршевая, как средства выразительности влияют на характер произведения».
На вопрос, какой процент учеников поет в школьном хоре, Лилия Васильевна ответила, не задумываясь, – все 100%. «Мы учим песни к празднику на уроках, репертуар знают все. Кто не хочет петь на празднике, сидит в зале. Но если непоющие дети хотят петь со сцены, то пожалуйста, у нас все в активе», – говорит учитель.
– Музыкально одаренные дети идут в музыкальную школу, а в общеобразовательной школе чему вы хотите научить детей?
– Прежде всего порядочности, честности, доброте, любви к Родине. Хочется, чтобы дети были образованными, с развитым музыкальным мышлением. Я сейчас всем классам показываю балет Чайковского «Щелкунчик», это просто кладезь музыки. Они должны знать Первый концерт Чайковского – музыкальную визитку нашей страны, узнавать музыку Свиридова. Я ученикам даю музыкальную викторину. Это непросто, ведь они живут в другом звуковом пространстве, но я считаю, что дети должны знать родную историю и наследие наших композиторов...
В прошлом году учитель выпустила 11 класс и взяла классное руководство в 5 классе, заботливо опекает ребятишек, «ведь они еще маленькие». Взяла за правило: каждый день по утрам с пятиклассниками делает зарядку. Дети еще толком не проснулись, но вместе с классным руководителем руками помахали, подвигались – активизировали кровообращение и веселые пошли на уроки. При этом они знают, что у Лилии Васильевны военная выправка и командирская жилка. Ее приказы не обсуждаются а выполняются. Как непросто быть учителем. Совмещать заботу и строгость, требовательность и любовь…
Мы поздравляем Лилию Васильевну с юбилеем! Желаем здоровья, душевного отклика от учеников, помощи Божией на жизненном пути! Многая и благая лета.