18+
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Загадка истории: Александр I – старец Феодор Кузьмич?

20:33 28.01.2025 16+
605
Загадка истории: Александр I – старец Феодор Кузьмич?

В духовно-научном центре Саровского монастыря 23 января очередную встречу из цикла «Исторические беседы» провел депутат городской думы, краевед и публицист Иван Ситников. Обсуждали легенду о том, что император Александр I и святой праведный Феодор Томский – это одна и та же личность.

Собралось порядка 50 человек, среди них были опытные краеведы и обычные горожане, которые открыли для себя неизвестные страницы истории, мысленно погрузились в период правления императора Александра Благословенного и его брата и преемника Николая I.

Говорилось о государственных преобразованиях Александра I, который многое сделал для процветания Российской империи и расширил ее границы. Он искренне желал отменить крепостное право, и смог это сделать в Прибалтике и Польше. Во всей стране отмена крепостного права произошла уже при Александре II. Иван Иванович широкими мазками обрисовал исторический контекст и объединил несколько народных легенд, связанных с именем Александра I, привел аргументы за и против, ответил на вопросы, а также показал созданный им документальный фильм в рамках проекта «Исторические очерки» на ТРК «Канал-16», выпуск № 2.

Легенда особенно интересна тем, что связана с историей нашего города. И от нее не получается отмахнуться, ее продолжают исследовать профессиональные историки, они собирают новую информацию, проводят научные форумы. В 2024 году в Томске открыли памятник святому праведному Феодору на месте, где он жил и умер в 1864 году. В 1984 году старец был канонизирован в составе Собора сибирских святых Русской Православной Церкви.

Писатель Евгений Поселянин в книге «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец» целую главу посвятил легенде о прп. Серафиме и императоре Александре I, согласно которой Государь в 1825 году посетил Преподобного и беседовал с ним наедине. Когда они вышли из кельи, батюшка Серафим, провожая гостя, сказал: «Сделай же Государь, так, как я тебе говорил...» Вскоре император, находясь в Таганроге, в возрасте 48 лет инсценировал свою смерть и стал странником по имени Феодор. Также и его супруга, императрица Елизавета Алексеевна, последовала его примеру и стала старицей Верой.

В 1825 году прп. Серафим Саровский вышел из затвора. В это время в обители появился послушник Феодор, происхождение и прошлое которого были никому не известны, кроме Преподобного. Об этом написано у писателя Даниила Андреева. А в 1826 году в Саров приехал император Николай I, где состоялась его встреча с братом. Через три с половиной года после смерти прп. Серафима Саровского Феодор покинул Саровскую пустынь, пробыв в ней около 11 лет, и начал странствовать. В 1836 году его задержали около кузницы в г. Красноуфимске. Он назвался крестьянином Феодором Кузьмичом, не помнящим своего родства, был наказан за бродяжничество двадцатью ударами плетьми и сослан в Сибирь, где прожил последние 28 лет своей жизни, молясь за Россию. Поэтому настоящая могила Александра I находится в Томске, а в императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга – пустая могила. Все это подробно рассмотрел в своем фильме Иван Ситников.

Иван Иванович сказал, что верит в тождественность Александра I и св. Феодора Кузьмича в первую очередь из соображений психологии. В 1801 году юного Александра I обманом втянули в дворцовый переворот, в результате которого был убит Павел I, и он страдал от угрызений совести. Поэтому победитель Наполеона, вершивший судьбы Европы, будучи на вершине славы и величия, оставил царскую власть и вступил на путь духовного подвига, замаливая грех отцеубийства…

Правда это или нет? По мнению Ивана Ивановича, поставить точку в этом споре могла бы генетическая экспертиза останков Феодора Кузьмича, но ее почему-то не делают. Он считает, что личность императора окружает заговор молчания. До революции эту тему не поднимали, т. к. она ставила под сомнение легитимность последующих монархов, а в советское время это был идеологически неправильный образ царя, который добровольно отказался от богатства и власти. Это мнение разделяет историк Андрей Рачинский, утверждая: «Император Александр I остается одной из самых оклеветанных фигур русской истории. Ему мстили после смерти за победы над Наполеоном, культ которого поддерживается уже двести лет». Самому же Феодору Кузьмичу приписывают слова: «Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если бы я сказал, кто я, удивилась бы земля…»

Собравшиеся поднимали непростые нравственные вопросы. Если легенда правдива, то уход Александра I привел к периоду междуцарствия и восстанию декабристов. Как он мог пойти на такие риски для государства? И вообще отречение от высшей власти помазанника Божия – это высокий нравственный подвиг или духовное преступление?

В ходе оживленной дискуссии Иван Ситников признал, что его утверждения и аргументы не являются научно доказанными. Мы не располагаем историческими документами, что могила Александра I в Петропавловском соборе пуста (и что она вскрывалась); что мощи св. Феодора Томского – подлинные и можно провести их ДНК-анализ; что между императором и старцем Феодором Кузьмичом было портретное сходство; что у них был одинаковый почерк и т. д. «Моей задачей было увлечь вас этой темой, – сказал докладчик. – Копайте глубже меня!»

Тем не менее Иван Иванович отметил, что барельеф с изображением посещения прп. Серафима Саровского императором Александром I украсил основание первого памятника императору в Москве в 2014 году. Это событие было приурочено к 200-летию окончания войны с Наполеоном, победа в которой стала мировым триумфом России. И Святейший Патриарх Кирилл на открытии памятника сказал, что «император Александр имел не только мудрость, военный и дипломатический талант, но и был человеком внутренне целостным. Неслучайно он в самое трудное время встретился с прп. Серафимом, пришел к нему, чтобы поговорить от сердца к сердцу…»

Мы знаем, что в Царствующем доме Романовых была традиция почитания батюшки Серафима. Например, в 1860 году тяжело заболела семилетняя дочь императора Александра II Мария. Находившаяся в то время в Петербурге монахиня Дивеевской общины и будущая игумения Серафимо-Понетаевского монастыря Гликерия Занятова накрыла девочку полумантией прп. Серафима Саровского, после чего та выздоровела. Также батюшку Серафима почитали в семье последнего Российского императора Николая II.

И пусть собравшиеся не нашли исчерпывающий ответ на вопрос, кем же был на самом деле старец Феодор Кузьмич, наверняка они захотели больше узнать о нем и императоре Александре I. Этот Государь сумел сплотить русский народ перед лицом нашествия армии Наполеона из «двунадесяти языков», т. е. двенадцати народов. Он сказал: «Я не примирюсь, покуда хоть один неприятельский воин будет оставаться на нашей земле». Согласитесь, звучит очень актуально в наши дни...

Текст, фото М. Курякиной
Оставить сообщение